Выбор франшизы — долгий и сложный процесс, в котором много тонкостей. В общих чертах расскажем, как он проходит.
[wpremark preset_name=»default-info» icon_show=»1″ icon_image=»info-circle-regular» icon_color=»#3da2e0″ icon_width=»32″ icon_height=»32″ icon_indent=»16″ icon_position=»left top» background_show=»1″ background_color=»#e3f1f4″ border_top=»0″ border_right=»0″ border_bottom=»0″ border_left=»0″ border_width=»2″ border_color=»#3da2e0″ shadow_show=»0″ shadow_x=»0″ shadow_y=»5″ shadow_blur=»10″ shadow_stretching=»-5″ shadow_opacity=»0.3″ title_show=»0″ title_bold=»0″ title_italic=»0″ title_underline=»0″ title_uppercase=»0″ title_font_size=»18″ title_line_height=»1.5″ text_bold=»0″ text_italic=»0″ text_underline=»0″ text_uppercase=»0″ padding_top=»20″ padding_right=»20″ padding_bottom=»20″ padding_left=»20″ margin_top=»20″ margin_right=»0″ margin_bottom=»20″ margin_left=»0″ border_radius=»5″]Сначала предприниматель оценивает бюджет и подбирает отрасль бизнеса, в которой ему будет интересно работать. Могут быть и другие сценарии — например, если человек наработал опыт в какой-то сфере, он может захотеть открыть свой бизнес и взять кредит для стартового капитала.[/wpremark]
Когда предприниматель понимает, в какой отрасли будет работать и где возьмёт деньги на открытие, он сравнивает предложения разных франчайзеров. Изучает потенциальную прибыль, размер вложений и другие критерии.
Вот три критерия, на которые нужно обращать внимание.
Информация о компании. Важно проверить, сколько лет компании — отработана ли бизнес-модель — и продаёт ли компания свои товары и услуги самостоятельно.
Когда бренд продаёт франшизу, не имея собственных точек, это может быть и плюсом, и минусом. С одной стороны, возникает вопрос: если продукты или услуги, которые компания предлагает продавать под своим брендом, настолько хороши, то почему она сама на них не зарабатывает? С другой стороны, если основной доход бренд получает от продажи франшиз, это может означать, что все свои силы он вкладывает в маркетинг. Это, в свою очередь, снимает вопросы привлечения клиентов для франчайзи.
У франчайзи меньше рисков, когда франчайзер сам работает по бизнес-модели, которую продаёт. В этом случае франчайзер знает, как настроены его бизнес-процессы и что можно улучшить. Соответственно, и у франчайзи всегда самые эффективные стандарты работы.
Сколько точек открыто по франшизе. Количество работающих проектов — один из критериев качества франшизы. Яркий пример — франшиза McDonald’s. За почти 70 лет открыто более 36 тысяч точек.
Чем больше у франчайзера проданных и работающих франшиз, тем меньше сомнений в окупаемости и рентабельности такого проекта. Но франшиза известного бренда не даёт гарантий, что бизнес франчайзи будет успешным и что он достигнет запланированных финансовых показателей.
Степень поддержки. Нужно внимательно изучить, какие услуги франчайзера входят в сопровождение. Чем больше услуг, тем продуманнее бизнес-модель и тем меньше рисков для франчайзи.
Перед окончательным решением полезно также изучить отзывы о франшизе — почитать их в интернете или связаться с франчайзи напрямую. Можно попросить у них, например, общие впечатления о франшизе и франчайзере, выяснить, с какими проблемами они столкнулись, какие были сроки окупаемости проекта, есть ли какие-нибудь серьёзные недостатки и так далее.
Поддержка франчайзера бывает частичная и полная. В первом случае в пакет услуг могут входить:
- руководство по фирменному стилю;
- рекомендации по администрированию соцсетей;
- минимальный набор спецпредложений для привлечения клиента;
- должностные инструкции для персонала;
- методические пособия для введения в должность;
- набор макетов для полиграфии и соцсетей.
Это не мало, но основная работа по продвижению компании и привлечению клиентов ляжет на плечи франчайзи. Придётся нанять дополнительных специалистов для сопровождения бизнеса и администрирования соцсетей, ведения рекламных кампаний.
При полной поддержке, кроме описанных выше услуг, франчайзер может предложить:
- помощь в выборе локации;
- сопровождение на всех этапах запуска — от ремонта помещения и закупки оборудования до праздничного открытия;
- передачу базы проверенных поставщиков и корпоративную скидку;
- помощь в подборе, обучении и мотивации сотрудников;
- подключение к колл-центру;
- маркетинговое сопровождение — например, индивидуальный план продвижения, запуск рекламы в соцсетях,
- подготовку материалов для SMS- и email-рассылок, чат-ботов, пуш-уведомлений, размещение на геосервисах.
[wpremark preset_name=»default-warning» icon_show=»1″ icon_image=»warning-circle-regular» icon_width=»32″ icon_height=»32″ icon_indent=»16″ icon_position=»left top» background_show=»1″ border_top=»0″ border_right=»0″ border_bottom=»0″ border_left=»0″ border_width=»2″ shadow_show=»0″ shadow_x=»0″ shadow_y=»5″ shadow_blur=»10″ shadow_stretching=»-5″ shadow_opacity=»0.3″ title_show=»0″ title_bold=»0″ title_italic=»0″ title_underline=»0″ title_uppercase=»0″ title_font_size=»18″ title_line_height=»1.5″ text_bold=»0″ text_italic=»0″ text_underline=»0″ text_uppercase=»0″ padding_top=»20″ padding_right=»20″ padding_bottom=»20″ padding_left=»20″ margin_top=»20″ margin_right=»0″ margin_bottom=»20″ margin_left=»0″ border_radius=»5″ block_id=»wPr1″]Перед окончательным решением полезно также изучить отзывы о франшизе — почитать их в интернете или связаться с франчайзи напрямую. Можно попросить у них, например, общие впечатления о франшизе и франчайзере, выяснить, с какими проблемами они столкнулись, какие были сроки окупаемости проекта, есть ли какие-нибудь серьёзные недостатки и так далее.[/wpremark]